Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области, совместно с Российским государственным профессионально-педагогическим университетом и Межрегиональным центром компетенций Уральского политехнического колледжа, провели 27.04.23 вебинар «Опережающее образование как парадигма профессионального обучения».
В ходе вебинара обсуждались вопросы:
• разработка концепции «опережающее образование»;
• формирование и развитие компетенций будущего;
• совершенствование механизмов, обеспечивающих удовлетворение потребностей рынка труда.
ЦОПП Свердловской области представил своё видение механизмов взаимодействия образовательных организаций и бизнеса в регионе. В выступлении руководителя ЦОПП Веры Лихачевой Центр был представлен как действенный механизм оперативного реагирования системы СПО на запросы рынка труда, как опытный «полигон» по практической реализации проектов, программ и мероприятий различных уровней.
Вера Лихачева, в частности, сказала: «Синхронизация потребностей рынка труда Свердловской области и возможностей системы СПО с наибольшей эффективностью и отдачей возможна через единое информационное поле, созданное ЦОПП, через цифровую платформу как инструмент информационного обеспечения работы ЦОПП, колледжей, техникумов и предприятий реального сектора экономики. Особую актуальность наша координирующая деятельность приобрела в последнее время при организации взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, с другими предприятиями по отраслевым направлениям. За нами методическое сопровождение разработки и реализации федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования и примерных образовательных программ, координация деятельности федеральных учебно-методических объединений, расположенных на территории Свердловской области».
Заместитель руководителя ЦОПП Екатерина Бурганова остановилась в своем выступлении на специфике подходов ЦОПП к комплексной профориентации граждан Свердловской области: «Нам нужна именно многоуровневая комплексная и всевозрастная система профессиональной ориентации и профессионального самоопределения граждан. Именно в таком аспекте ЦОПП Свердловской области рассматривает и проводит треки регионального проекта «Профстарт», отражающие мотивационные и профориентационные составляющие развития каждого конкретного гражданина, с учетом экспертного мнения работодателей и потребностей экономики региона. Этот же подход мы отстаиваем в работе нашего дискуссионного клуба, ставшего площадкой коммуникации на межрегиональном уровне. Именно комплексный подход ЦОПП к профориентации граждан позволил нам получать уникальные информационно-образовательные продукты, такие, как наш «Атлас инклюзивного будущего» - инструмент профессионального самоопределения и профессиональной помощи каждому обучающемуся, каждому гражданину, в том числе и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
С некоторыми аспектами развития концепции «Опережающее образование» в российском педагогическом сообществе познакомил участников вебинара Анатолий Уткин, доктор педагогических наук, профессор РГППУ.
Валерий Шевченко, зам. начальника Научно-методического центра «Дворец молодежи», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, говорил о проблемах перехода от функционального образования к функциональности образования.
Одну из моделей опережающего образования представила в своём выступлении Валерия Дарьева (Уральский политехнический колледж – МЦК). Александр Малыш, представлявший это же учреждение, рассказал об особенностях конкурсных мероприятий в системе опережающего образования.
В вебинаре приняли участие более 20 человек - представителей профессиональных образовательных организаций, муниципальных методических центров, научных специалистов и разработчиков программ и методик для системы СПО.