24 мая 2022 года Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области принял участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы профориентации и трудоустройства обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях регионального рынка труда» (г. Иркутск).
Организаторы конференции просили нас поделиться опытом взаимодействия сферы образования и рынка труда в процессе содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ.
ЦОПП подготовил выступление и презентацию на тему: «Региональные особенности и эффективные практики взаимодействия образовательных организаций и рынка труда по профориентации и содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью (опыт Свердловской области)».
В своём выступление социолог Центра Фирсов А.В. рассказал, опираясь на достигнутые результаты 3-летнего взаимодействия ЦОПП по обозначенной теме, а также на собранную в ходе анкетирования и проанализированную нами информацию о лучших практиках образовательных организаций среднего профессионального образования по сопровождению в образовательном процессе лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В частности, А.В. Фирсов сказал: «Лучшие практики наших учреждений привели нас к определённым выводам: особого внимания, если мы хотим долговременно работающих и качественных результатов, заслуживают два аспекта нашей деятельности.
Первый: вкладываться нам следует прежде всего в повышение качества работы тех, кто в непосредственном контакте в образовательно-воспитательном процессе со студентами с инвалидностью или ОВЗ. Именно поэтому наш показатель удельного веса численности штатных преподавателей и мастеров производственного обучения образовательной организации, прошедших программы повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки за предыдущий учебный год по вопросам получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности штатных преподавателей и мастеров производственного обучения образовательной организации немного выше общероссийского (8,85% против 8,45% общероссийского показателя)».
В выступлении было акцентировано внимание и на второй аспект нашей деятельности, который, как нам кажется, является «фирменным знаком» нашей коллективной работы для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Наши вложения в среднесрочной и долговременной перспективе (именно для лиц с инвалидностью и ОВЗ, для которых особенно важны инклюзия и социальная интеграция) наиболее эффективны там, где мы напрямую влияем на процессы воспитания и социализации личности, не зависящие, кстати, от её особенностей здоровья.
И тут наш областной показатель – «затраты на реализацию воспитательной и социализирующей деятельности в расчете на 100 студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения» тоже опережает общероссийский (310,55 тыс. руб. против 96,57 тыс. руб. в среднем по России)[1].
В этих двух направлениях, вернее, с акцентом на них, мы будем продолжать свою деятельность в рамках целенаправленного взаимодействия образовательных организаций и рынка труда по профориентации и содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью.
[1] Данные с ресурса «Информационно-аналитические материалы по результатам
проведения мониторинга качества подготовки кадров». Раздел «Свердловская область». Подраздел «Сведения по показателям мониторинга качества подготовки кадров». Показатели: 8.8, 8.10 - https://monitoring.miccedu.ru/iam/2021/_spo/material.php?type=2&id=10804
