Цифровая платформа
главная
Главная
Назад
/ Подготовка к собеседованию

Подготовка к собеседованию

Собеседование является одним из наиболее распространенных методов отбора и оценки персонала. При кажущейся внешней простоте применения оно является одним из самых трудоемких процессов.

 

Что такое собеседование?

Собеседование — это общение с потенциальным работодателем или его уполномоченным представителем относительно возможного трудоустройства. Как правило, на собеседование приглашают в случае, если поданное Вами резюме оказалось релевантно вакантной должности, и Вы потенциально можете справиться с теми обязанностями, которые входят в функционал вакансии. Само по себе приглашение на собеседование не означает, что Вас обязательно возьмут на работу, однако дает вполне конкретный шанс на трудоустройство при условии, что Ваша кандидатура заинтересует компанию больше, чем все остальные.

Собеседование на работу может проходить в традиционном формате личной встречи или же онлайн в формате видеосвязи, с использованием онлайн - платформ. Цель собеседования при приеме на работу – познакомиться лично, уточнить компетентность соискателя и проверить правдивость указанных в резюме сведений. Собеседование может проходить в один, два и даже более этапов. Чем выше должность, на которую Вы претендуете, и чем крупнее компания, тем больше этапов собеседования предусмотрено. На рядовые должности в небольшие компании собеседование обычно ограничивается одним этапом: беседой с руководителем. Помимо личного общения, претенденту на должность могут предложить заполнить анкету, опросник, пройти тесты, решить какие-либо ситуационные задачи, вымышленные либо из реальной практики компании. Ближе к окончанию последнего этапа собеседования переходят к обсуждению организационных моментов и конкретных задач, с которых нужно будет начать работу в компании.

Притом, что собеседование является испытанием, прежде всего, для соискателя, и вопросы на собеседовании задает преимущественно работодатель либо его представитель, следует помнить, что оценивают не только Вас, но и Вы. Собеседование – процесс двусторонний, и для Вас это тоже возможность оценить будущее место работы, будущего начальника, будущий круг обязанностей, общую обстановку и сделать для себя вывод, насколько сильно Вы хотите здесь работать.

Итак, зачем нужно готовиться к собеседованию и как это расширит Ваши возможности для маневра во время непредвиденных поворотов беседы? Начнем с того, что полностью непредвиденных поворотов собеседования не так много. Большинство подобного рода мероприятий подчиняется стандартным закономерностям и проходит по стандартной схеме.

Основные виды собеседования:

  1. Структурированное собеседование – стандартная беседа в режиме «вопрос-ответ».
  2. Стрессовое собеседование – когда кандидату задают неудобные вопросы, призванные повергнуть его в стресс, и смотрят на его реакцию.
  3. Ситуационное собеседование – когда соискателю задают реальные или вымышленные ситуации и просят их разрешить.
  4. Проективное собеседование – быстро идущие один за одним вопросы, когда кандидата оценивают по ответу, пришедшему ему в голову первым.
  5. Поведенческое, оно же собеседование по компетенциям – вопросы исключительно относительно прошлого рабочего опыта соискателя и того, как он решал возникающие в его работе проблемы.
  6. Смешанный тип – когда используются элементы нескольких разновидностей собеседования.

В процессе стандартной структурированной беседы обычно просят рассказать немного о себе, уточняют навыки и компетенции кандидата, задают уточняющие вопросы по некоторым пунктам резюме и задают ряд типовых вопросов, которые зачастую не нравятся соискателей. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие:

  1. Почему Вы хотите работать у нас?
  2. Почему мы должны выбрать из всех именно Вас?
  3. Кем Вы себя видите через 5 лет?
  4. Ваши сильные стороны?
  5. Ваши слабые стороны?
  6. Почему Вы уволились с прошлой работы?
  7. Чем обусловлен перерыв в Вашем рабочем стаже?

В любом случае, предварительный подготовительный настрой поможет Вам справиться со стрессом во время интервью и спокойно реагировать на вопросы, заданные на собеседовании. А если заранее продумать и отрепетировать рассказ о себе и ответы на типовые вопросы собеседований, Вы будете готовы к 90% ситуаций, возникающих в процессе.

Отдельной темой является язык собеседования. Если вакансия предполагает, к примеру, отличное владение английским, то и собеседование обычно проводят на английском языке.

Как готовиться, чтобы пройти собеседование?

Начнем с самых общих универсальных моментов в подготовке, которые нужно учесть независимо от того, какое собеседование Вам предстоит: онлайн, офлайн, устное или письменное.

Общие правила:

  1. Лично уточните время и место проведения собеседования, даже если Вы уже посмотрели адрес на сайте компании. Собеседование с кандидатами могут организовать где-нибудь в другом месте. Бывает и такое что офис переехал, а данные на сайте пока не обновили.
  2. Если предстоит собеседование онлайн, узнайте не только реквизиты подключения на онлайн - платформе, но и попросите запасной контакт для связи (почту, телефон).
  3. Подготовьте блокнот и ручку для записей, распечатайте или подготовьте для пересылки файл со своим резюме на случай, если сотрудник организации не сможет его быстро найти или же с Вашим резюме захочет ознакомиться еще кто-то из руководства.
  4. Отрепетируйте вслух ответы на наиболее распространенные вопросы.
  5. Спланируйте время так, чтобы приехать в офис примерно за 10 минут до собеседования. Если собеседование онлайн, выйдите на платформу заранее и напишите интервьюеру первым, представившись и сообщив, что Вы на собеседование.

Заблаговременно изучите информацию о компании, куда Вас пригласили на собеседование: сайт, соцсети, профессиональные сообщества, упоминания в СМИ. Это поможет составить свое представление, с кем Вам предстоит иметь дело, легко поддержать разговор и даже направить его в выгодное для Вас русло.

Уточните, есть ли в компании дресс-код. Если жесткого дресс-кода нет, для трудоустройства в банк или на госслужбу лучше выбирать деловой стиль. В обычную фирму можно прийти в повседневной одежде и обуви. Главное, чтобы одежда и обувь были чистыми, аккуратными, не издавали резких запахов. Лучше воздержаться от использования парфюмов с резким запахом.

Накануне собеседования ложитесь спать так, чтобы спать минимум 8 часов.

В целом, эти рекомендации общеизвестны, универсальны и актуальны не только для собеседования, но и любого делового общения, будь то переговоры с клиентами, партнерами, заказчиками, выступление на конференции, проведение онлайн-презентации для потенциальных заказчиков или мастер-класса для клиентов.

Далее мы сосредоточимся на специфических рекомендациях, как подготовиться именно к собеседованию.

Как выбрать время для собеседования?

Конечно, в большинстве случаев выбирать не приходится, потому что время назначает сотрудник организации, и вопрос «удобно ли Вам приехать в понедельник в 16 часов?» не более чем дань вежливости. В этих случаях лучше сразу согласиться, если Вы в понедельник будете в пределах того населенного пункта, где запланировано собеседование.

Если же у Вас есть выбор, эксперты по карьерному росту считают оптимальным договориться на собеседование во вторник на 10:30. Если до вторника далеко, подходит любой день, кроме понедельника и пятницы, дней накануне и сразу после затяжных праздников, например, новогодне-рождественских.

Как выбрать цвет одежды для собеседования?

Общепринятое мнение свидетельствует о том, что консервативные цвета, такие как черный, синий, серый и коричневый, кажутся самым безопасным выбором при первой встрече с кем-то в профессиональной обстановке, тогда как цвета, которые сигнализируют о большем творческом потенциале, например, оранжевый, могут вызвать некоторые опасения при рассмотрении кандидата на обычную офисную должность. Речь идет о преобладании той или иной цветовой гаммы, которая «бросается в глаза» и заставляет потенциальных работодателей делать выводы о соискателе, зачастую преждевременные.

Эксперты считают наилучшим цветом для прохождения собеседования синий как вселяющий уверенность в том, что Вы впишетесь в новый коллектив и справитесь со своими обязанностями.

Как презентовать свой потенциал?

Большинство рекомендаций по написанию резюме и подготовке к собеседованию акцентирует внимание на том, чтобы максимально подробно описать свой опыт, релевантный вакансии. И это правильно! Особенно в той части, где рекомендуется избегать излишеств и распространяться об опыте, не имеющем никакого отношения к нужной Вам вакансии.

Однако хорошее впечатление будет более полным, если Вы не просто информируете о своих прошлых заслугах, а именно акцентируете внимание на своем потенциале конкретно в той должности, на которую Вы претендуете.

Какие вопросы у Вас к работодателю?

Заранее следует подумать и о том, какие вопросы зададите Вы, когда Вам передадут слово. В первую очередь, следует задать уточняющие вопросы относительно своих будущих обязанностей. К слову, все организационные и общие рабочие вопросы относительно режима работы, вводного инструктажа, командировок, зарплаты на время испытательного срока следует уточнить заранее, чтобы потом не было неожиданностей.

Обратная связь. Чтобы принять решение о найме, работодателю нужно время. Он оценивает кандидатов, сравнивает их друг с другом и делает предложение тому, кто, по его мнению, больше подходит компании. Для этого нужно 7—10 дней или больше в зависимости от подхода компании к найму персонала. На собеседовании спросите, в течение какого времени работодатель даст обратную связь и куда звонить или писать, если не получили ответа в установленное время. Спросите, как лучше связаться с работодателем, если у Вас появятся вопросы.

Окончание встречи. Поблагодарите работодателя за интервью и попрощайтесь.

 

Ошибки соискателей на собеседовании:

  1. Страх или синдром «застенчивого студента». Неуверенное поведение портит впечатление о Вас как специалисте и сводит шансы на прохождение собеседования к нулю. Даже если Вы подходящий кандидат на эту должность и уверенный человек по жизни, не будьте робким на встрече. Перед встречей сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, попейте воды, расправьте плечи, улыбнитесь — все это снимает напряжение. Принимайте участие в беседе на встрече — так Вы отвлечетесь от волнения.
  2. Неподготовленность. Если Вы не знаете, чем занимается компания, в нее Вас, скорее всего, не возьмут. Еще Вы попадете в неловкую ситуацию, если работодатель задаст вам вопрос об организации, а Вы не сможете внятно на него ответить. Например, он может спросить, что Вам известно о компании и ее успехах за последнее время.
  3. Перевод интервью в беседу по душам. Собеседование строится по определенному сценарию, и в нем всегда есть место для вопросов кандидата к работодателю. Задавая вопросы, соискателю важно не перейти на личные темы и не начать изливать душу работодателю. Запретные темы на собеседовании: личная жизнь, религия, политика, музыкальные и кулинарные пристрастия, если они не связаны с должностью.
  4. Подавленность и плохое самочувствие. Если Вы почувствовали себя плохо, договоритесь перенести интервью и расскажите о причинах потенциальному работодателю. Если Вы заболели, назначьте встречу на другое время и пройдите интервью в здоровом состоянии. Когда Вы подавлены или расстроены, перенесите встречу или откажитесь от нее, если работа Вам не кажется привлекательной. Равнодушных кандидатов редко берут, и Вы только потеряете собственное время и отнимете его у работодателя.
  5. Вульгарное поведение не оценит ни один работодатель. Будьте доброжелательны и вежливы. Если Вам что-то не понравилось на интервью, например некорректные вопросы от работодателя, откажитесь на них отвечать и спокойно мотивируйте свой отказ.

На собеседовании Вам будет легче добиться успеха, если Вы:

  1. настойчивы,
  2. стрессоустойчивы,
  3. доброжелательны,
  4. аккуратны,
  5. пунктуальны,
  6. ответственны,
  7. инициативны.

Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам успешно пройти интервью. Удачного Вам собеседования!